Понедельник, 09:43
Главная » 2019 » Декабрь » 9 » #ИНТЕРВЬЮ ПРОКУРОРА КУБАНИ СЕРГЕЯ ТАБЕЛЬСКОГО
12:10
#ИНТЕРВЬЮ ПРОКУРОРА КУБАНИ СЕРГЕЯ ТАБЕЛЬСКОГО

Сергей Владимирович, наверное, уже можно подвести предварительные итоги борьбы с коррупцией на Кубани за уходящий год. Какие наблюдались основные тенденции?

– Сегодня коррупция продолжает оставаться одной из злободневных проблем нашего региона. При этом она очень многогранна, затрагивает практически все сферы жизнедеятельности и зачастую латентна. В текущем году в крае встречались как бытовая, так и деловая коррупция, откаты и административное давление, а также иные формы использования чиновниками властных полномочий в угоду корыстных интересов. В связи с этим не только прокуратура края, но и все остальные заинтересованные ведомства активно занимались борьбой с данным негативным явлением.

В результате совместной работы за истекший период 2019 года (прим. – за 10 месяцев с.г.) в крае зарегистрировано более 1 тысячи коррупционных преступлений, в том числе порядка 400, совершенных в крупном и особо крупном размере или с причинением крупного и особо крупного ущерба, 32 – лицами, обладающими специальным правовым статусом. Наибольшее их число составляют факты взяточничества – 372, должностных хищений – 531 и злоупотреблений – 28, служебного подлога – 29.

Конечным итогом уголовного преследования являлось вынесение обвинительного приговора, что свидетельствует о достижении одного из главных принципов противодействия коррупции – неотвратимости ответственности. За неполный год судами края с участием прокуроров рассмотрено более 210 уголовных дел, осуждено 252 коррупционера, из них к реальному лишению свободы – 76, условному – 65, штрафу – 75.

 

Наверное, нет такой социально-экономической сферы, где не были вскрыты факты злоупотреблений служебными полномочиями? Скажите, а были ли такие случаи непосредственно в краевой прокуратуре?

– Вы правы. К сожалению, коррупции сегодня в той или иной степени подвержены практически все сферы жизнедеятельности. Напрямую этому способствуют высокие коррупционные риски происходящих в регионе социально-экономических процессов, обусловленные серьезными инвестиционными вложениями, значительной рыночной стоимостью государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, существенными объемами осваиваемых бюджетных средств, жилищного строительства, развитием транспортной инфраструктуры и системы ЖКХ, наличием привлекательных природных комплексов и др.

В рамках работы по декриминализации указанных сфер от актов коррупции органами правопорядка пресечено 89 преступлений при осуществлении контрольно-надзорных полномочий и разрешительных процедур, 39 – при распоряжении земельными ресурсами, 189 – при расходовании бюджетных средств, в том числе путем размещения государственного и муниципального заказа, 15 – при оказании услуг ЖКХ.

Органами прокуратуры в этих же областях правоотношений вскрыто более 600 нарушений. Наиболее существенные из них послужили основанием для возбуждения уголовных дел в отношении коорупционеров.

Например, в городе Сочи нами инициировано уголовное преследование по ст. 159 Уголовного кодекса РФ директора строительной организации, одновременно являющегося местным депутатом, похитившего порядка 6 млн руб., полученных для реконструкции здания школы. На территории этого же муниципалитета по материалам прокурора Центрального района г.Сочи возбуждено дело по ст. 201 Уголовного кодекса РФ в отношении директора организации, созданной для обеспечения питания обучающихся в образовательных учреждениях. Им был приобретен дорогостоящий автомобиль, заведомо не задействованный в уставной деятельности организации, который спустя 2 месяца безвозмездно передан в собственность администрации города для использования ее руководством.

Важное значение в регионе придается вопросам соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности,их защиты от коррупционных практик. Одним из основных источников получения информация о нарушении законов являются обращения представителей бизнес-сообщества, поступающие, в том числе, в период проведения Всероссийского дня приема предпринимателей. Так, по итогам рассмотрения заявления учредителя коммерческой организации прокуратурой инициировано уголовное преследование заместителя главы Крыловского района, курирующего вопросы сельского хозяйства. Указанное лицо с целью обращения в свою собственность земельного участка, находящегося в аренде предприятия, понудило его руководителя подписать соглашение о досрочном расторжении сделки. В отношении служащего возбуждено уголовное дело по ст. 169 Уголовного кодекса РФ. Чиновнику, полностью признавшему свою вину, назначен судебный штраф.

Не избавлен от коррупционных проявлений инегосударственный сектор экономики, в рамках которого осваивается значительная часть финансовых ресурсов, предназначенных для решения социально-значимых вопросов. К примеру, в Геленджике по материалам прокурорской проверки  возбуждено уголовное дело в отношении директора управляющей компании, похитившего мошенническим путем более 21 млн. руб., предназначенных для управления многоквартирными домами.

Я привел лишь малую часть примеров реализации органами прокуратуры края полномочий по инициированию уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные нарушения. Данная работа и впредь будет оставаться одной из ключевых в борьбе с коррупцией.

Относительно самой прокуратуры отмечу, что в нашем ведомстве вопросам формирования культуры и стереотипов антикоррупционного поведения уделяется очень пристальное внимание, поскольку работа, которой мы занимаемся, обязывает к высоким нравственным, морально-волевым и деловым качествам. Одним из важных компонентов, позитивно влияющим на общее состояние законности и дисциплины, является проводимая работа по ротации кадров, прежде всего в звене городских и районных прокуратур. Ее цель – не только совершенствование профессионализма прокурорских работников, но и недопущение возможного  «сращивания» с местной властью и коммерческими структурами. Как следствие, это позволяет упреждать коррупционные проявления.                    

В качестве положительного результата данной работы можно отметить отсутствие возбужденных в 2018-2019 гг. уголовных дел в отношении работников прокуратуры края, а также уволенных в связи с утратой доверия. Однако имелись процедурные нарушения в ходе декларационных кампаний при предоставлении сведений об имущественном положении. Каждый  такой случай подвергался тщательной проверке и разбирался на специально созданной комиссии. В прошлом году за подобные нарушения к дисциплиной ответственности привлечено 11 наших работников.        

 

Какие, на Ваш взгляд, были самые громкие дела, связанные с коррупцией на Кубани? Можно ли сейчас составить, грубо говоря, Топ-5 или Топ-10 таких незаконных деяний в этой сфере?

– Я, наверное, повторюсь. Мы не делим результаты противодействия коррупции на «громкие» и «не очень». В борьбе с ней важен принцип неотвратимости ответственности, поскольку любые ее проявления препятствуют нормальному функционированию государственных и общественных институтов, порождают социальное неравенство и недоверие к власти. Поэтому работа здесь ведется по всем направлениям и фронтам.  Но, безусловно, есть дела, которые вызвали широкий общественный резонанс.

Например, в Краснодаре ведется следствие в отношении руководства Белореченского филиала Адыгейского государственного университета и секретарей приемной комиссии, которые в составе организованной группы получили от 20 лиц взятки в общей сумме более 5,4 млн руб. за оформление документов о зачислении в высшее учебное заведение и выдачу дипломов юриста без фактического прохождения обучения.

Осуществляется уголовное преследование заместителя министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края и начальника одного из управлений данного органа власти, получивших от руководителей предприятий незаконное вознаграждение в размере 4 млн руб. и 0,5 млн руб. за способствование в предоставлении гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов.

Буквально на днях окончено расследование уголовного дела в отношении бывшего главы Динского района, который получил взятки от руководителя коммерческой организации в размере 4 млн руб. и 6 млн руб. соответственно за способствование в подписании актов выполненных работ и перечисление денежных средств по муниципальному контракту, а также общее покровительство и попустительство по службе.

В ноябре в суд направлено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса РФ в отношении заместителя министра природных ресурсов края. Умышленные действия данного чиновника повлекли за собой незаконную заготовку древесины на лесных участках Сочинского национального парка, чем также нарушен режим особой охраны его природных комплексов и объектов, и причинили ущерб на сумму более 304 млн руб. Обвиняемый отстранен от занимаемой должности, на его имущество наложен арест.

В июне Прикубанским районным судом г. Краснодара вынесен обвинительный приговор в отношении бывшего заместителя руководителя Главного управления строительства края и его супруги. Они признаны виновными в совершении 3 преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ, выразившихся в хищении бюджетных средств в сумме более 293 млн руб. путем подписания фиктивных документов о выполненных работах по государственным контрактам на строительство спортивных комплексов в Крымске и Выселковском районе, а также спального корпуса в Ленинградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Должностному лицу назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы с лишением права занимать должности на государственной и муниципальной службе сроком на 3 года, его супруге – 4 года лишения свободы. Приговор еще в законную силу не ступил.   

 

Какой сейчас средний размер взятки? Можно ли назвать дело, где фигурировал максимальный размер взятки и за что она была получена? 

– Взяточничество на сегодняшний день является одной из самых серьезных и распространенных форм коррупционного поведения. Об этом наглядно свидетельствует статистика – в крае за 10 месяцев текущего года выявлено 237 фактов получения взяток на общую сумму порядка 331 млн руб., 74 из них совершены в крупном и особо крупном размерах.

Средний размер взятки составил 635 тыс руб. (в прошлом году – 329 тыс. руб.). Максимальный достиг 11,9 млн руб. – незаконное вознаграждение в таком размере получили сотрудники регионального МЧС за общее покровительство деятельности коммерческого предприятия, осуществлявшего разработку документации по обеспечению требований пожарной безопасности в отношении объектов капитального строительства.

 

Скажите, как, по Вашему мнению, за последнее время усилилась ли нетерпимость кубанцев к этому социальному злу или все осталось на прежнем уровне?

– В крае борьбой с этим социальным злом занимаются все органы правопорядка. При этом в его искоренении заинтересованы не только государственные структуры, но и институты гражданского сообщества.

Сегодня российская общественность отчетливо понимает, что коррупция отрицательно влияет на эффективность достижения первоочередных государственных задач, обеспечение экономической безопасности, выполнение социальных гарантий перед гражданами. И жители нашего региона не остаются в стороне от этих процессов.

Например, в ноябре текущего года Генеральной прокуратурой Российской Федерации подведены итоги национального полуфинала Международного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!». Он организован для молодежи от 14 до 35 лет из России, а также других государств – участников Межгосударственного совета по противодействию коррупции (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) и стран БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка). Отрадно, что 33-летний житель Краснодарского края – руководитель рекламной компании из г. Новороссийска Виктор Крючков в номинации «Лучший плакат» занял третье место. А в прошлом году работа 17-летнего ученика 11 класса средней общеобразовательной школы № 7 имени историка, профессора Н.И. Павленко (г. Ейск) Артур Геворкян в номинации «Лучший видеоролик» заняла второе место. Думаю, это наглядно свидетельствует о нетерпимости кубанцев к коррупции как социальному злу.

 

Расскажите, а какие достижения есть у кубанского надзорного ведомства в плане антикоррупционной  борьбы? Есть чем гордиться?

– В работе нашего ведомства вопросы борьбы с коррупцией являются одним из ключевых направлений. В текущем году основные усилия прокуратуры края были сосредоточены на профилактике противоправных деяний этой категории, возмещении ущерба от коррупционных правонарушений, реализации механизма утраты доверия, обращении в доход государства неправомерно нажитых активов, совершенствовании практики выявления фактов передачи незаконного вознаграждения от имени или в интересах юридических лиц и реальной оплаты назначенных штрафов, организации уголовного преследования коррупционеров.

В результате проделанной работы за неполный год нами вскрыто
порядка 5,8 тыс нарушений законов. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 1,7 тыс лиц. В следственные органы направлено 76 материалов, по которым возбуждено 61 уголовное дело. В судебном порядке инициировано возмещение ущерба, причиненного актами коррупции, в размере более 56 млн руб.

В целях обеспечения единства правового пространства, исключения нормативных лазеек, способствующих вседозволенности и попустительству, опротестовано более 1 тыс правовых актов, антикоррупционной экспертизе подвергнуто свыше 34,5 тыс. актов и их проектов, коррупциогенные факторы исключены из 1,9 тыс документов нормотворчества.

В рамках правового поля мы продолжили отслеживать достоверность данных об имущественном положении чиновников. В ходе проверок установлены факты сокрытия ими доходов в размере свыше 63 млн руб., 117 земельных участков площадью порядка 585 га, 86 объектов жилого и нежилого назначения, 45 транспортных средств, финансовых обязательств на сумму более 8 млн руб., долей участия в 26 организациях.

Также реализовывались полномочия по организации контроля за расходами служащих и иных лиц, а также гражданской конфискации имущества, стоимость которого превысила их официальные доходы. Такие нарушения выявлены у 20 лиц, которыми приобретены 37 объектов недвижимости жилого и нежилого назначения, 27 земельных участков и 7 транспортных средств на сумму более 128 млн руб. Предъявлен 1 иск на сумму 4,6 млн руб., который удовлетворен. В доход государства обращена квартира, расположенная в г. Краснодаре, стоимостью 3,2 млн. руб.

В качестве профилактики коррупции отмеченные нарушения рассматривались как основание для освобождения от публичной должности. По итогам принятых мер 54 представителя власти, не желавших соблюдать антикоррупционные стандарты, лишились своих постов по утрате доверия.

Кроме того, на постоянной основе проводится работа по выявлению административных правонарушений, связанных с несоблюдением порядка трудоустройства бывших служащих, а также передачей незаконного вознаграждения от имени или в интересах юридических лиц.За 9 месяцев текущего года по ст. 19.29 КоАП РФ к ответственности привлечено 185 лиц (из 7,1 млн руб. наложенных штрафов на сегодняшний день уже взыскано  4,9 млн руб.). По ст. 19.28 КоАП РФ наказано 12 организаций, к ним применены штрафные санкции в размере свыше 34 млн руб., которые реально исполнены на сумму порядка 29 млн руб.

 

По Вашему мнению, какие еще меры, возможно, законодательного уровня, необходимо принять, чтобы усилить борьбу с коррупцией или сделать ее более эффективной, или имеющихся «инструментов» достаточно?

– Раньше борьба с коррупцией понималась только в уголовно-правовой плоскости. Вместе с тем сегодня уголовное преследование не является единственным и универсальным инструментарием по пресечению этого зла. Такая юридическая оценка дается только за самые серьезные правонарушения, подпадающие под действие Уголовного кодекса РФ. В настоящее время в условиях динамично развивающегося законодательства о противодействии коррупции у компетентных органов и их должностных лиц достаточного полномочий по проведению профилактических мероприятий, позволяющих упредить произвольные действия нерадивых чиновников, применению мер административного и дисциплинарного воздействия, способных вовремя остановить коррупционеров, не допустив более весомые последствия, использованию гражданско-правовых механизмов, призванных минимизировать либо лидировать ущерб от актов коррупции. Эти «инструменты» просто нужно эффективно применять и вести работу по противодействию коррупции не от случая к случаю, а системно и целенаправленно.

источник: prokuratura-krasnodar.ru

Категория: В КРАЕ | Просмотров: 222 | Добавил: Иван | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: