Понедельник, 10:17
Главная » 2018 » Ноябрь » 11 » #РАСКРЫТИЕ СМЫСЛА РАССКАЗА ИВАНА ТУРГЕНЕВА «МУ-МУ»
16:44
#РАСКРЫТИЕ СМЫСЛА РАССКАЗА ИВАНА ТУРГЕНЕВА «МУ-МУ»

Вчера на нескольких страницах наших соцсетей, я опубликовал вопрос о том, что закодировал Иван Тургенев в своем рассказе «Му-му». И если ответы на вопросы о том, что Старая Барыня – это царская власть, а Герасим – это русский народ, были очевидны любому мыслящему человеку, читавшему произведение, то ответить сходу на вопрос кто такая собачка Му-му, под силу не каждому. Вопрос вызвал определенный резонанс, даже родные и знакомые стали доставать меня расспросами. Любопытство имеет глубокие психологические корни…

Чего я, собственно, хотел?

19 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения русского писателя Ивана Тургенева и мне хотелось, чтобы хоть несколько человек поискали в интернете не сериал, приколы или новости, а на полчасика погрузились в историю жизни великого русского писателя, отдавшего свою жизнь на формирование наследия потомкам – нам с вами! Иван Сергеевич завещал: «Учение – не только свет, по народной пословице, - оно также и свобода. Ничто не освобождает человека, как знание…».

Ну, а теперь, собственно говоря, лежащий на поверхности смысл и код произведения.

4 марта 1858 года умер Николай Васильевич Гоголь. Тургенев, несмотря на властный запрет (отзываться восторженно об авторе «Ревизора» и «Мертвых душ» было запрещено), опубликовал в «Московских ведомостях» статью-некролог, памяти Гоголя. За неслыханную дерзость Тургенева почти месяц держали в заключении, а затем сослали в ссылку на два года (в родовое имение).

Именно там, в 1852 году и был написан рассказ «Му-му». Иван Тургенев по тем временам был довольно радикальный писатель, его либеральные мысли и сочувственное отношение к крепостным крестьянам не поощрялось властью. Цензура запретила печать, на первый взгляд, совершенно безобидного рассказа. Тогда Тургенев стал активно распространять его среди своих друзей и знакомых. «Современник» опубликует «Му-му» только через два года.

Так что же такого запретного было в этом безобидном рассказе про капризную старую барыню, немого великана-богатыря и жалкую, маленькую собачку? А было в нем самое страшное для любой действующей власти – тайный призыв к мятежу и свержению существующего строя.

Герасим – богатырь, огромный, могучий, сильный, буйный и кроткий, глухо-немой от рождения – русский крепостной народ. Напомню, что крестьян, в том числе крепостных, в то время было до 90% населения страны.

Старая барыня – властная, требовательная, капризная, мстительная – царская власть. Императорская династия Романовых, которая на самом деле, являлась частью европейских, прежде всего немецких, правящих династий, никакого отношения (по роду, крови, генетике) к русскому народу и другим народам, исторически проживающим на территории России, не имела…

Собачка Му-му  - появившаяся ниоткуда (спасенная Герасимом), маленькая, жалкая, ласковая, добрая, умная, так полюбившая Герасима и утопленная им – это свобода. Герасим покорно утопил свою только зародившуюся свободу.

Сюжет о том, как маленькая Му-му начала рычать на Старую барыню и как та приказала избавиться от нее,  видимо отсылает нас к восстанию декабристов. А сюжету о краже собачки у Герасима и посадке ее на привязь у другого хозяина, явно намекает на подавление восстания «декабристов» и вообще свобод при Николае I. Только спустя какое-то время она вернулась с оборванной веревкой.

Напомню, что 14 (26) декабря 1825, в день присяги Николая I при вступлении на престол в Петербурге, группа офицеров — членов тайного общества назначила восстание с целью помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю и не допустить вступления Николая I на трон. Главной целью восставших была либерализация российского общественно-политического строя: учреждение временного правительства, отмена крепостного права, равенство всех перед законом, демократические свободы, введение суда присяжных, введение обязательной военной службы для всех сословий, выборность чиновников, отмена подушной подати и смена формы правления на конституционную монархию или республику. Восстание было подавлено, участники казнены либо сосланы в ссылку, начались годы преследований и арестов…

У находящегося в ссылке Тургенева в голове перемешались все годы борьбы просвещенной части общества за либерализацию общества и освобождение русского народа от рабства (крепостного права). Видимо он думал о трагической судьбе «декабристов», о героях «Мертвых душ» и «Ревизора», о разговорах с Белинским и Некрасовым, и да, он думал о необходимости свержения существующей власти…

В итоговой части рассказа Герасим (крепостной народ) по требованию Барыни (царской власти) своими руками топит нежно любимую им собачку Му-му (то есть добровольно отказывается от свободы и смиряется с рабством), но уходит от нее в никуда…

Так автор выразил надежду на приближающееся освобождение народа от рабства. Пусть он (народ) пока без свободы (Му-му), но уже не повинуется Старой барыне (царской власти) и уходит с ее двора (народные восстания и волнения)…

Через 9 лет после написания Му-му, в Российской империи было отменено крепостного право, начался путь к свободе – пророчество Тургенева сбылось.

У каждого героя или события рассказа, есть свой конкретный зашифрованный образ, но их уже не помню, последний раз читал лет 20 назад. Там есть и коды полиции, и иностранных государств, и много еще чего. Подробнее развивать не буду, перечитайте произведение со знанием кода – появится скрытый смысл.

Вот такой, непростой, на первый взгляд, безобидный рассказик Ивана Тургенева.

А Му-му – это свобода! Самое ценное, что есть у человека!  

Читайте больше, дорогие друзья! «Учение – не только свет, по народной пословице, - оно также и свобода. Ничто не освобождает человека, как знание…».

Евгений Алейников

Категория: В РОССИИ | Просмотров: 119 | Добавил: Иван | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
А вот мнение, уважаемого мною, Дмитрия Быкова, известного писателя, поэта, публициста, педагога…. И оно расходится с моим. Многие блуждания именно от непонимания образов и, соответственно, сути… Хотя, возможно ошибаюсь я...

Вопрос «Зачем Герасим утопил Муму?» остается по-прежнему без ответа. Это, смею думать, основной вопрос философии, коренной вопрос всякой революции и, без сомнения, главная загадка русской жизни….
Почему же Герасиму пришлось убить эту свою нежную, поскуливающую сущность, прежде чем стать окончательно свободным? — Да потому, что ради своего освобождения надобно бесповоротно убить в себе все человеческое…
Вот зачем Герасим утопил Муму, оборвав последнюю нитку, связывавшую его с жизнью.
Свобода — вещь жестокая, бесчеловечная, она только из несвободы представляется цветущим раем с бананами-апельсинами. Свобода требует последней трезвости и холода; свобода требует бесчеловечности. Чтобы раз навсегда порвать с прежней жизнью, недостает только одного: убить в себе прежнего человека. Не раба, нет, — Муму.
«Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки... да и был таков... Он шел... с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо уставились вперед». Ну, ясное дело: свобода! Ровно среднестатистический гражданин Отечества в первые годы перестройки. 
Что происходит? Что, черт возьми, происходит?! Неужели нельзя уйти от барыни, не утопив Муму?!.....
Вы заметили, как странно теперь складываются наши отношения с женщинами? Нам надо от них только одного, и то — исключительно ради самоутверждения. Остальное — обременительно. Стоит ли, право, брать на себя проблемы другого существа, к тому же капризного и уязвимого? А собаки нам и совсем ни к чему. Они прожорливы.
Муму жива, и первое тому подтверждение — прежняя, неистребимая иррациональность русской души. Казалось бы, на что холодная и бездушная материя — бизнес; однако в русском бизнесе сильнее всего тяга к чудесному, вера в волшебство, прежнее иррациональное начало….. https://ru-bykov.livejournal.com/3031774.html

Имя *:
Email *:
Код *: