Главная » 2018 » Декабрь » 9 » #СИНДРОМ «ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ».
18:37
#СИНДРОМ «ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ».

Публикуя различную информацию на нашем сайте BRIONEWS Lazarevskoe Sochi, в соцсетях и газете «Район», мы постоянно анализируем реакцию читателей. Количество просмотров, откликов, комментариев, писем, прямых обращений в редакцию, кроме того общаемся с читателями и обмениваемся информацией. По многим вопросам подключаемся и стараемся помочь (на уровне района конечно).

В ходе этого общения я постоянно обращаю внимание на повсеместный синдром «выученной беспомощности». Люди в массе своей во всем, что касается общественных отношений, находятся в состоянии крайней пассивности и не верят в целесообразность попыток изменить ситуацию. 

Это касается практически всего общества во всех сферах. Только за последнюю неделю мы обсуждали «синдром выученной беспомощности» в образовании, здравоохранении, МВД, избираемости депутатов, коррупции на всех уровнях и тд. «Все как было, так и будет», «я никогда не смогу справиться», «это бесполезно, все равно ничего не выйдет», «от нас ничего не зависит», «все и так решили без нас», «все бесполезно», «кто нас спрашивает»… сотни подобных реплик подтверждают повсеместное равнодушие и пассивность.

Абсолютное большинство не проявляет инициативы, не верит в перспективы и не хочет пытаться создавать что-то новое. Нужно и важно понимать, что эта пассивность имеет четкие психологические причины и при определенных условиях называется «выученной беспомощностью».

Приведу три примера.

Маленький ребенок пытается все познать, все потрогать, все оценить, но постоянно слышит: «не трогай это», «не ходи туда», «не делай так», «не нужно», «брось», «прекрати», «слушай, что тебе говорят»… Ребенок постепенно смиряется с родительскими требованиями и убивает в себе заложенное природой любопытство, особенно если требования подкрепляются криками, угрозами и битьем. При таком воздействии ребенок становится смирным и послушным и, но пассивным и безынициативным. В зависимости от заложенного характера, в угоду родителям, ребенок либо совсем сотрет свою личность, либо создаст огромное внутреннее напряжение неудовлетворенности, нереализованности, обиды, злости, которое может проявить себя самым неожиданным образом.

Ребенок приходит в школу. С первых дней и много лет в абсолютном большинстве российских школ его подавляют и заставляют ходить в одной форме, вести себя определённым образом, сидеть и вставать по команде, молчать и говорить по команде, действовать и бездействовать по команде… За что он получает либо «пряник» (хороши оценки, похвалу учителя, грамоты), либо «кнут» (плохие оценки, укоры и неодобрение учителя, различные наказания). Будущего члена общества обучают и приучают к принятым в этой местности и стране стандартам и системе ценностей. По сути это обычная дрессировка.

Молодой и активный по возрасту и психотипу сотрудник приходит в коллектив после получения соответствующего образования (училища, техникума, ВУЗа, аспирантуры…). Он на этом уровне все познает впервые, ему все интересно, ему хочется все модернизировать и улучшать. Это свойство возраста и характера. Что же, как правило, делает руководитель? Он рубит эти проявления на корню! Закрепляет молодого сотрудника за более опытным, отработавшим много лет. И, естественно, после нескольких десятков или сотен неуслышанных инициатив, молодой сотрудник понимает, что его мнение никого интересует, и его главная задача молча выполнять поставленные задачи, не докучая руководству разными инициативами и вопросами. Работник либо уходит из такого коллектива, либо смиряется и находит свое место в общем пассивном строю.

Так выращивается «беспомощность». Я знал немало руководителей, которые с целью максимально быстрого закрепления «синдрома беспомощности» у больших коллективов, рубили все инициативы снизу самым жестким и показательным образом, вне зависимости от того разумны были предложения или нет. Чтобы не пытались инициировать снизу, все разрушалось с максимальным ущербом для инициатора. Таким образом, довольно быстро инициативность снизу прекращалась полностью, а все сотрудники коллектива знали, что открывать рот себе дороже, лучше молча делать то, что сказали.

Как правило, за подобными приемами манипуляции со стороны руководителя стоит лишь желание абсолютной власти, никем и ничем неограниченной. И не редко, вся эта система подавления воли подчиненных служит только одному: возможности бесконтрольного злоупотребления служебным положением, естественно с целью извлечения личных корыстных выгод.

В психологии феномен выученной беспомощности связан с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий.

Впервые беспомощность как психологический феномен описал Зигмунд Фрейд. Концепция выученной беспомощности как самостоятельного феномена была предложена в начале 70-х годов американских психофизиологом Мартином Селигманом. В подтверждение они проводили эксперименты на собаках с применением раздражения электрическим током. Подопытных собак помещали в клетки, где за проявление активности их били слабым ударом тока. Затем их перемещали в другие клетки, где активность наоборот помогала избежать болевых ощущений, однако собаки уже не хотели учиться даже самым простым вещам и были пассивны. Любопытно также, что когда к группе с «выученной беспомощностью» подсаживали животное из другой среды, оно довольно быстро перенимало модель поведения основной группы с «выученной беспомощностью».

Открытие подтверждало, что пассивность, или беспомощность, имеет своим источником воспринимаемую животным независимость результатов (исходов) от его действий (усилий). Опыт убеждал, что их действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, что порождало ожидание неподконтрольности результатов собственных действий, ощущение неспособности контролировать события (ситуацию) и соответственно бессмысленность усилий и смирение. 

Проведенные исследования подтвердили существование этой реакции и у людей. «Выученная беспомощность» на различные группы людей воздействовала по-разному: основная масса впадала в беспомощность довольно быстро, однако некоторые практически не реагировали на раздражители, и не впадали в состояние выученной беспомощности.

Не буду углубляться в детали, смысл, думаю понятен. Отмечу только несколько важных моментов:

1. Фундамент «выученной беспомощности» закладывается уже в детстве. Родители постоянно подавляя самостоятельность и инициативу своих детей, ругая и наказывая их, а иногда и применяя физические наказания, сами того не понимая, воспитывают в своем ребенке смирение и беспомощность;

2. Огромное влияние на будущее состояние человека оказывает его окружение в детстве. Постоянное наблюдение беспомощности вокруг вырабатывает приобретенный навык пассивности и беспомощности. Приобретенная при взрослении беспомощность может остаться на всю жизнь;

3. «Что нас не убивает, то делает нас сильнее». Именно окружение и воспитание, полученное при взрослении, определит реакцию человека на любую ситуацию. Одни будут неустанно преодолевать все трудности, не теряя присутствия духа, другие будут смиряться с любой критической ситуацией. Реагирование взрослого человека закладывается с опытом при взрослении;

4. Состояние выученной беспомощности является благодатной почвой для возникновения предрасположенностей, зависимостей, депрессий, комплексов, неврозов и различных заболеваний;

5. Особое внимание нужно обратить на научение беспомощности посредством просмотра видео, фильмов, передач, компьютерных игр и тп. Мозг воспринимает и запоминает демонстрируемые реакции, загружая их в подсознание как ролевые поведенческие модели, и впоследствии они участвуют в принятии решений, как и иной реальный жизненный опыт;

6. Не могу не сказать о нашей школе. Это целый институт по выращиванию «беспомощности». Педагоги повсеместно в большинстве школ, для упрощения своей работы и повышения дисциплины (как они говорят), жестко подавляют любые инициативы детей, кроме тех, которые приемлемы для педагога и упрощают его работу и жизнь. Таким образом, они дают определенные знания, но беспощадно губят ростки творческого начала и формируют, развивают или закрепляют «синдром беспомощности»;

7. Не могу не сказать о религии, которая зачастую является «душой народа». Множество обычаев, нравов и ориентиров общества неразрывно связаны с заложенными в фундаментальных религиозных книгах основами и законами. Прочитайте Ветхий (иудаизм) и Новый заветы (христианство), и Коран (мусульманство). Вникните в различия православия, католицизма и протестантизма, и сравните эти пять течений во времени. Поверьте, многих ожидает прозрение и вопли Архимеда: «Эврика»! Многое в истории, политике, обычаях, да и многом другом станет гораздо понятнее;

Однако я уже превысил все лимиты терпения. Подвожу итоги: не подавляйте своих детей, способствуйте развитию их самостоятельности, любопытства, приобретению нового опыта. Любите, но не балуйте его. Внимательно и чутко выискивайте предрасположенности вашего ребенка, поскольку именно в них он добьется наибольших результатов и будет находиться в гармонии с собой, то есть будет счастлив. Внимательно следите за обстановкой в дошкольном учреждении и школе, не позволяйте им убивать вашего ребенка и воспитывать в нем «беспомощность». Примите факт того, что у ваших детей должна быть своя жизнь, и они должны получить свой опыт, вы не сможете контролировать их всю жизнь, не подавив их самостоятельность. Позвольте им найти себя и прожить свою жизнь.

При соблюдении этих простых правил жизнь вашего повзрослевшего ребенка не станет проще, но он точно не будет беспомощным, будет сам принимать решения и нести за них ответственность. Общество таких детей будет совершенно иным, и предсказать результаты их творческого прорыва практически невозможно, поскольку эти области не входят в круг наших сегодняшних познаний.

Риск действительно есть, но разве не тоже самое произошло в мифическом Эдемском саду, когда Творец, несмотря на все опасности, будущие невзгоды и проблемы отпустил Адама и Еву в мир. Разве принимать осмысленные решения и нести за них ответственность не значит быть человеком?

Возможно я утрирую, но умышленное воспитание «выученной беспомощности» в человечестве, как другими людьми, так обществом или государством это геноцид против человека, с целью возвращения его на более примитивную стадию развития.

Евгений Алейников

Категория: В РОССИИ | Просмотров: 80 | Добавил: Иван | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: